Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Написать экскурсию. Индивидуальный текст экскурсии


* В расчетах используются средние данные по России

49 000 ₽

Стартовые вложения

121 500 ₽

81 000 ₽

Чистая прибыль

2 мес.

Срок окупаемости

Городские пешеходные экскурсии - это вид досуга, позволяющий глубже погружаться в историю улиц. В бизнес-плане мы рассмотрим экскурсии с элементами спектакля, которые смогут приносить от 80 тыс. руб.

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

В настоящем бизнес-плане рассматривается проект по осуществлению пешеходных экскурсий в городе с населением более 1 млн. человек. Проект представляет собой проведение мероприятий в формате “экскурсия + уличный спектакль”. Финансовые средства, необходимые для старта проекта, составят 49 тыс. руб. и будут использованы для закупки экскурсионного инвентаря, создание презентационных материалов, приобретение костюмов актеров и сценических атрибутов.

Прогнозируемый объем выручки в месяц при проведении одной экскурсии в неделю и участии в ней 15 экскурсантов составит 121,5 тыс. руб., чистая прибыль 81,5 - тыс. руб. Финансовый план рассчитан на трехлетний период деятельности. После этого планируется расширение видов экскурсий и обновление программы мероприятий. Проект потребует подготовительного этапа сроком 3 месяца, необходимого для написания сценария, проведения тестовых экскурсий и репетиций, а также создания рекламной продукции и предварительного наполнения соцсетей.

Таблица 1. Ключевые показатели проекта


2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Городские пешеходные экскурсии - это набирающий популярность вид экскурсий, позволяющий участникам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. В отличие от автобусных экскурсий они позволяют прокладывать более маневренные маршруты и давать участникам логический и последовательный зрительный ряд. Длина таких маршрутов обычно не превышает 6 километров, продолжительность же составляет не более 3 часов.

С точки зрения организации пешеходные экскурсии требуют гораздо меньше финансовых и временных затрат, так как отпадает необходимость заключать договор с транспортной компанией, согласовывать время движения с водителем и подгонять маршрут экскурсии под правила дорожного движения. В то же время создание пешеходного маршрута требует более продуманного сценария. Объекты показа должны находиться довольно близко друг к другу. От экскурсантов необходима физическая готовность, а от экскурсовода - умение держать темп и вовремя подгонять отставших от группы. Особенностью экскурсионного бизнеса в крупнейших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург является высокий уровень конкуренции. В других городах-миллионниках и региональных центрах с населением менее миллиона жителей, конкуренция не столь значительна, однако сразу выделиться на фоне действующих предложений довольно трудно.


Настоящим проектом предлагается организация мероприятий, формат которых будет сочетать экскурсию с тематическим спектаклем на тему истории города. Выбор данного формата был обусловлен высокой конкуренцией среди организаторов экскурсий. С одной стороны подобное мероприятие потребует больших временных и финансовых затрат на организацию, с другой стороны при хорошем позиционировании - привлечет внимание общественности и может стать одним из знаковых культурных событий в городе. Проект будет реализован собственными силами на базе имеющихся у организатора знаний по истории города и интереса к краеведению, наличия некоторых умений в данной области, сертификата о прохождении курсов для экскурсоводов, а также личных связей с творческими личностями города, которые будут привлечены к участию в спектакле в качестве партнеров.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

На начальном этапе будет разработано два сценария экскурсий, каждый из которых будет включать небольшой 30-минутный уличный спектакль на тему экскурсии. Продолжительность одного из мероприятий составит 3 часа, другой - 2 часа 30 минут. Стоимость участия будет разделяться для детей и взрослых (см. Табл 2). Стоимость была определена с учетом анализа предложений конкурентов. Так, стоимость обычной пешеходной экскурсии в регионах варьируется от 400 до 650 рублей, стоимость автобусных экскурсий либо экскурсий с какими-либо дополнительными услугами, в том числе квестом, кофе-брейком и т. д. составила от 1100 до 1500 рублей. Таким образом, 800-950 рублей - это, с одной более дорогой вариант по сравнению с обычными экскурсиями, но в то же время более выгодный на фоне аналогичных предложений.

Таблица 2. Описание товаров и услуг


Также отметим, что на старте проекта планируется провести две-три бесплатных экскурсии для привлечения внимания к проекту, когда экскурсанты сами определят уровень вознаграждения для гида. Помимо этого в бесплатном порядке экскурсантам будут доступны аудиоматериалы и фотоматериалы, предлагаемые экскурсоводом по ходу экскурсии, поощрительные призы за активность во время экскурсии (значки, сувениры, брелоки и прочее).

4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевой аудиторией проекта станет, с одной стороны, возрастная аудитория, активно интересующаяся историей города (преимущественно женщины возрастом от 35-40 лет), с другой стороны - творческая молодежь от 18 до 30 лет, а также туристы и гости города. Процесс организации продаж и рекламы потребует реализации нескольких этапов.

    Подготовительный этап. На данном этапе за два месяца до начала продаж создаются страницы в социальных сетях “Вконтакте”, “Одноклассники” и Instagram, которые планируется использовать как генераторы основного потока в основной период работы. Сообщества наполняются тематическим контентом по истории города, производится предварительный набор целевой аудитории, публикуются рекламные сообщения о наборе пробных бесплатных экскурсий. Создается сайт-одностраничник с основной информацией о стоимости, времени проведения экскурсий, маршруте и контактами для предварительной записи. Происходит создание рекламных шаблонов и распечатка рекламных объявлений.

    Начальный этап. Проводятся две-три бесплатных экскурсии, во время которых производится фотосъемка, собираются отзывы участников, устраняются возникшие по ходу пробелы в организации. По возможности привлекается внимание интернет-СМИ и телевидения. Далее публикуются рекламные посты в популярные группы города в социальных сетях. Происходит активная раздача рекламных объявлений в посещаемых туристами местах.

    Основной этап. Текущая рекламная деятельность с использованием всех имеющихся каналов для выхода на целевую аудиторию. Параллельно происходит налаживание контактов с руководителями музеев, культурных и развлекательных учреждений, антикафе, которые могут размещать рекламу на собственных площадках, происходит раздача объявлений. В качестве дополнительных каналов притока клиентов также могут использоваться:

    собственный блог экскурсовода по истории города;

    партнерство с туристическими фирмами с передачей клиентов за процент;

    партнерство с информационными туристическими центрами (передача клиентов за процент, размещение рекламы или визиток).


Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

В таблице 3 представлены примерные расходы на рекламные цели в основной период работы. Наполнение контентом групп в социальных сетях и обновление информации на сайте планируется организовать собственными силами. Заявки на участие в экскурсии будут приниматься в телефонном режиме, сбор оплаты будет осуществляться организатором перед началом мероприятия. В дальнейшем планируется использование специальных сервисов (timepad и прочие).

5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

На начальном этапе проведение экскурсий-спектаклей планируется организовывать с частотой раз в неделю - по субботам или воскресеньям, в дневное время. Для создания спектаклей потребуется нанять актеров из числа добровольцев актерского кружка при одном из вузов города. Актерский состав включит пять постоянных актеров и трех человек, играющих либо эпизодические роли либо вызываемые на подмену. Для начала деятельности потребуется приобрести необходимый сценический и экскурсионный инвентарь. Расходы на эти цели составят около 39,2 тыс. рублей.

Таблица 4. Перечень необходимого оборудования и инвентаря

При проведении одной экскурсии в неделю с учетом участия в ней 10 взрослых экскурсантов при среднем чеке в размере 900 рублей, месячная выручка составит 81 тыс. руб. Такого плана планируется придерживаться в течение первого года работы. План на второй год работы составит 15 участников на экскурсию, т.е. 121,5 тыс. руб в мес. В дальнейшем при увеличении числа участников и организации двух экскурсий в неделю плановая выручка может быть увеличена в полтора-два раза.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Проект потребует подготовительного периода сроком 3 месяца, в течение которого создается маршрут экскурсии, сценарий спектаклей, организуются репетиции, подбор актеров и т.д. В отличие от многих стран мира в России лицензия на оказание экскурсионных услуг не требуется. Для того чтобы деятельность осуществлялась в рамках правового поля необходима лишь регистрация ИП . Коды деятельности по ОКВЭД:

  • 79.90.2 Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг
  • 79.90.22 Деятельность самостоятельных экскурсоводов и гидов по предоставлению экскурсионных туристических услуг.

Срок оформления документов на регистрацию ИП составит 3 дня. Госпошлина - 800 рублей. Наиболее целесообразная система налогообложения для данного вида бизнеса - упрощенная, где объектом налогообложения выступает доход 6%.

Документы для бизнеса на пешеходных экскурсиях:

Приведем и перечень документов, необходимых для ведения деятельности в рамках правого поля:

    договор на оказание услуг , где будут указаны все предложения экскурсий, свои обязательства и те моменты, за которые компания ответственности не несет;

    должностная инструкция для сотрудников . В ней подробно описываются служебные обязанности для каждой должности и план действий в случае возникновения внештатной ситуации;

    договора с сотрудниками . Не обязательно по ТК, но договорная основа должна быть зафиксирована;

    для сотрудников (желательно) - документ, который подтвердит статус преподавателя истории/культуры/филологии и т.д. либо право заниматься турбизнесом.


Дополнительно необходимо составить памятку для клиентов, правила безопасного поведения на маршруте и список возможных источников опасностей, с которыми можно столкнуться. Также в некоторых случаях экскурсоводам требуется аккредитация. Например, для проведения экскурсий иностранцам необходимо спецразрешение гособразца.

Команда проекта

Команда проекта включит двух организаторов и одновременно исполнителей проекта в лице экскурсовода и руководителя театральной труппы, а также непосредственно актеров.

    Экскурсовод. Это человек, обладающий историческим или филологическим образованием, знающий английский язык, увлекающийся краеведением и историей города, имеется сертификат о прохождении курсов экскурсовода от специализированного учебного центра, готовящего кадры для туристической отрасли. Личностные качества: коммуникабельность, грамотная речь, поставленный голос, креативность и находчивость, талант педагога и психолога, терпеливость.

    Руководитель театральной труппы. Имеет опыт работы режиссером в студенческом театре, талант организатора, рекламщика, оформителя.

    Актеры. Группа актеров из восьми человек (пять регулярных актеров, трое - на подмене), участники крупных театральных конкурсов, городских спектаклей, труппа при студенческом театре. Оплата труда актеров составит 500 рублей за спектакль. По опыту подобных проектов рекомендуется подбор запасной труппы на все роли (в случае болезни актеров, неявки на репетиции/спектакль по семейным или другим причинам и т.д.).

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта. Стартовые вложения в проект составят 49 тыс. рублей. В расходы основного периода работы войдет оплата труда актеров - 22500 руб., расходы на рекламу и продвижение проекта. Подробный финансовый план проекта с учетом налоговых отчислений приведен в Приложении 1.

Таблица 5. Инвестиционные затраты проекта

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование и инвентарь

Оборудование для экскурсий

Инвентарь для спектаклей

Нематериальные активы

Оформление ИП

Печать листовок

Средства на оплату труда актеров (на 2 первые экскурсии)


Таблица 6. Расходы основного периода







8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Благодаря минимальным вложениям проект способен окупиться уже на второй месяц с момента начала продаж экскурсий. Годовой оборот проекта в первый год составит 972 тыс. руб., чистая прибыль - 521,8 тыс. руб. Рентабельность - 53%. Годовой оборот во второй год - 1458 тыс. руб, чистая прибыль - 978,2 тыс. руб., рентабельность - 67%.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Проект потребует минимальных вложений в открытие, полностью отсутствуют расходы на арендную плату и привязка к какой-либо недвижимости и материальным ценностям (продуктом выступает интеллектуальный и актерский труд) в связи с чем все финансовые риски минимальны. Большинство возможных трудностей могут быть связаны с внутренними проблемами - ошибками в организации, неверным продвижением, неправильным преподнесением информации экскурсантами и т.д. Предотвращаются эти риски, во-первых, путем тщательной подготовительной работы, которая должна включать написание качественного сценария экскурсии и спектакля, их тестовую “прогонку”. Во-вторых, Важен грамотный анализ рынка: мониторинг всех действующих предложений в сфере, анализ ценовой и рекламной политики конкурентов, их методов сглаживания фактора сезонности и прочее. Ключевым же фактором для основного периода будет работа над повышением качества услуги, расширение перечня услуг, осуществление обратной связи с клиентами и реклама.

Существуют и внешние рисковые факторы - конкуренция, неблагоприятная ситуация в экономике страны, влияющая на платежеспособность населения и заставляющая отказываться от досуга и прочее. Для минимизации этих факторов необходимо качественное продвижение с первых дней существования проекта, а в перспективе - обретение статусности и признания мероприятия как значимого культурного события города, которое посещают представители средних и крупных компаний и которое активно советуют туристам и гостям города.

2495 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 365277 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Пью кофе и втыкаю гвоздички в апельсины - готовлюсь к экскурсии..

Ароматы цитруса и гвоздики напоминают окружающим о зиме. Люди, проходя мимо моего столика, улыбаются. Апельсиново-гвоздичная терапия действует и на меня: я радостно выбегаю на улицу, а там снег... первый в этом году.

Здравствуй, Рождественская экскурсия! Нет, сегодня день рожденьческая. Дети чудесны, а родители - восхитительны!

Мне часто предлагают вести экскурсии у детей, считая это чем-то достаточно сложным. На мой взгляд, детская экскурсия - удивительное дело, простое и сложное одновременно, но важно, что от детей сразу чувствуешь отдачу, признательность и любовь.

Что самое главное в детской экскурсии?

Несколько советов для мам, пап, бабушек и дедушек, которые гуляют с детьми по Петербургу и хотят, чтобы дети слушали и слышали ваши исторические рассказы:

1. Мыслить яркими образами, которые понятны детям.

Сначала вы сами должны увидеть образ того, о чем рассказываете. Картинка должна быть цветная, подробная и вызывать чувства лично у вас.

Например, садовник Елисеев вырастил в оранжерее для графа Шереметьева землянику в Рождество. Гости - в изумлении, граф в волнении восклицает: "Проси, чего хочешь!"

Очень ярко все себе представляю: и камзол графа, и плетеную корзинку, и снег за окном, мороз до -40 и аромат земляники. Поэтому рассказывать легко. И сами собой рождаются вопросы к детям: "Что случилось дальше, как ты думаешь?" Если картинка яркая, то ребята легко придумывают и погружаются в историю. Куда поехали Елисеевы, когда стали свободны? Что стали делать? Легко им было в Петербурге? А что бы ты стал делать на их месте, будь у тебя 100 рублей? И тут хорошо бы от слов перейти к делу.

2. Найдите вещь, деталь, которая характеризует вашего героя, историю.

Проще, конечно, воспользоваться иллюстрацией, картинкой, фотографией. Но лучше всего найти вещь, которую можно потрогать, понюхать, отгадать загадку связанную с ней. Например, с купцами Елисеевыми я даю ребятам апельсин, на нем гвоздикой выложены буквы фамилии. Буквы разбросаны и из них надо составить слово (апельсинами Елисеев стал торговать на Невском проспекте).

Рассказывая про Петра I, люблю давать детям карту местности Петербурга XVIII века и предлагаю проложить примерный план города (это для детей постарше, конечно). Когда идём в Фотосалон - даю фотографию и предлагаю найти точку, с которой она была сделана. В Летнем саду предлагаю ребятам самостоятельно вылепить некоторые из скульптур. Все, что дети потрогали, приложили усилия к разгадке - запомнится им надолго.

Непросто найти то, что попадает, как говорится, в десяточку, но сам процесс того стоит! Лично для меня - это самое интересное в экскурсии: процесс поиска той самой исторической детали.

3. Лучше меньше, но лучше.

Дети даты не запоминают, особенно когда стоят, слушают даже самые интересные истории от силы минут 5-7. Поэтому весь исторический рассказ надо уложить в 15-20 минут, а всю экскурсию в 1,5 часа максимум.

И после такого погружения оставлять у детей желание узнать больше, но уже самостоятельно. Не так, "что я тебе всё рассказал, а вот ещё вспомнил, послушай меня внимательно". Нет! Наполните ваше общение диалогом, поиском, пробежками, фотографированием и открытиями мест.

4. Поощрение, приз, вкусняшка в конце исторической прогулки.

После экскурсии мы идём обедать, ужинать или полдничать. Очень здорово, если еда, которую вы предложите ребятам, будет иметь отношение к сегодняшней прогулке. Пусть не вся, но опять же деталь запомнится надолго и сделает трапезу "исторической" и увлекательной. И даже если вы чувствуете, что дети устали от исторической информации, можно просто сказать, что наш герой любил именно это.

Если у вас мальчишки и вы побывали в музее Суворова, то съесть гречневую кашу и щи в хлебе - это прямо обязательно. А если вашими героями стали императоры - возьмите с собой кружевную салфетку и парочку фарфоровых тарелочек. Даже в военных походах императоры кушали просто, но всегда с серебром и на фарфоре. И этот день станет особым.

5. И последнее, моё любимое: легко забыть, все что вам говорят и всё, что показывают, но мы никогда не забудем атмосферу, когда нам хорошо.

Удивляйтесь, играйте, открывайте историю вместе с детьми! Любовь к городу она внутри нас, и ребенок все чувствует и понимает, просто говорить об этой любви надо творчески. К взрослым экскурсиям у меня примерно такой же подход. И пусть это не всегда понимают коллеги по цеху, но разбудить внутреннего ребёнка в серьёзном взрослом - это очень увлекательно!

На заставке фрагмент фото jasoncedit/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0

Я не большая любительница экскурсий, мне больше нравится самой читать об интересных местах, искать их в незнакомой стране, а также советоваться с местными жителями. Но, чтобы успеть познакомиться с большим количеством уникальных для той или иной страны или города уникальных мест, придется пойти на экскурсию. Если Вы сами решили стать экскурсоводом или помочь кому-то из знакомых, я думаю, что это будет огромным опытом.

Способы написания экскурсий

Прежде чем приступить к написанию экскурсии следует знать, что это очень трудоемкий и кропотливый процесс, если трудности не пугают, а также вы имеете большой багаж знаний, то у вас обязательно все получится. Для начала отмечу, знаниями в каких областях необходимо обладать :

  • культурология;
  • история;
  • психология;
  • риторика;
  • составление планов.

Итак, спектр областей и навыков достаточно широк, поэтому написание экскурсий – это очень тяжелый, но важный для туристов труд. Именно экскурсии помогают гостям стран и городов познакомиться с культурой местных жителей, узнать историю появления тех или иных мест, а также узнать приметы и особенности стран. Вместе с тем, много экскурсий являются достаточно скучными и не могут заинтересовать надолго туристов. Поэтому для профессионалов важно умение создать атмосферу комфорта и заинтересованности , чтобы экскурсия запомнилась на долгие годы.

  • разработка маршрута;
  • определение времени на каждое место маршрута;
  • учет схем движения автобусов при необходимости;
  • написание текста экскурсии;
  • учет всех исторических фактов;
  • сохранение ссылок на источники (для любопытных туристов);
  • состыковка текста экскурсии и маршрута.

При написании текста старайтесь использовать больше логических связок , чтобы факты не были «вырваны» из контекста, и сохранилась логическая последовательность. Не используйте сложные формулировки , текст должен быть понятен каждому туристу.


Не пишите «сухих» текстов , сделайте экскурсию яркой и запоминающейся. Туристы не запомнят множество дат, фамилий и прочих исторических формулировок, наполните тест «остротой» и «пикантностью», чтобы привлечь слушателей.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах сайт рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

— Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

— Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

— Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

— Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.







— А как это происходит? Как готовится экскурсия?

— Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

— Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

— Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

— Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

— Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

— А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

— Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли... Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

— Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

— Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.

В городском экскурсионном бюро на сегодня разработано более 80 тем, посвящённых истории и современности Москвы и её знаменитым горожанам.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

«КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЭКСКУРСИЮ В МУЗЕЕ»

Цель: ознакомление педагогов с основными аспектами опыта работы

по организации и проведению экскурсии в школьном краеведческом музее.

Задачи мастер-класса:

Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной проблемы;

Создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество, стимулировать активность участников через включение педагогов в работу по подгруппам;

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: мультимедийная установка, музейные экспонаты, тексты, документы, раздаточный материал.

План

    Организационно-мотивационный этап (индукция)

    Презентация опыта

    Создание проблемной ситуации

    Моделирование (имитированная игра)

    Физкультминутка

    Афиширование

    Подведение итогов

    Рефлексия

Ход мастер класса

    Организационно-мотивационный этап

Приветствие участников мастер-класса.

Объявление темы.

Совместное целеполагание.

Что необходимо сделать, чтобы подготовить и провести экскурсию в музее?

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение

«Свободный разговор»:
- Поговорим? - О чем? - О разном и о прочем. - О том, что хорошо, - И хорошо не очень. - Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно. - Поговорим? - Поговорим. - Вдруг будет интересно.

II . Презентация опыта

Это наше 1 занятие, на котором мы познакомимся с краеведческим музеем средней школы №1 , его разделами. У вас на столах лежат визитные карточки музея. В ходе заочной экскурсии в наш школьный краеведческий музей вы более подробно познакомитесь с ним.

( Презентация о школьном краеведческом музее ГУО «Средняя школа № 1 г. Старые Дороги имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Куликова» ).

    Создание проблемной ситуации

А теперь пришло время поставить задачу нашей встрече. В ходе вашей работы мы выберем экскурсоводов, исследователей, журналистов, тех, без кого невозможно представить деятельность ни одного музея.

Перед тем, как отправиться на экскурсию я хочу вас угостить и пригласить в наш музей. (Участникам предлагается выбрать конфету)

Сейчас попрошу занять место за столом, который совпадает с цветом вашего раздела .

Мы находимся с вами не в нашем музее, но у вас есть уникальная возможность посетить его не только виртуально через презентацию, но и реально разглядеть, оценить и поработать с экспонатами с помощью мобильного музея – «Музея в чемодане». Как вы думаете, что можно вместить в такой небольшой чемодан ?

Я хочу вам предложить вместе научиться оценивать музейный экспонат, давать ему характеристики и говорить о нем. Ведь не зря же существует высказывание: «Вещи говорят!»

Участникам мастер класса предлагается совместная работа с мастером.

Не изучив до конца, невозможно судить о предмете в целом. Вашему вниманию предлагается один из экспонатов нашего школьного краеведческого музея – гляк (сосуд). Наша задача – описать его и выяснить, где, когда, кем, для чего он применялся и какой материал использовался для его изготовления. Полученную информацию мы должны применить для того, чтобы составить текст экскурсии и провести ее.

    Моделирование

(Работа в группах)

I. На столах лежат музейные экспонаты, документы, тексты.

Каждой группе необходимо:

1. Составить рассказ с показом экспоната с пояснениями (для журналистов)

2.Познакомиться с архивными документами и сделать вывод (для исследователей)

3.По предложенному тексту провести экскурсию по своему разделу (для экскурсоводов)

1 группа ( Стародорожчина литературная) (книги стародорожских авторов: К.Цвирко, А.Усеня)

2 группа (Шла война народная) (пилотка, письма с фронта)

3 группа (Народные промыслы) (пояс, миска гончарная)

4 группа (Матуля-школа) (перо с чернильницей, прошение на открытие школы)

5 группа (Край Стародорожский) (книга «Старые Дороги», камень с отверстием (орудие труда) 2-1 тыс. до н.э.).

    Физкультминутка

    Афиширование

(Презентация групповой работы участников мастер-класса)

    Подведение итогов

1 . По завершении работы каждому вручается звание:

    экскурсовод,

    исследователь,

    журналист.

2 .Совместная практическая работа

Эмблема краеведческого кружка. Чтобы надолго сохранить в памяти воспоминания о посещении различных интересных мест, люди обычно приобретают предметы с изображением каких-либо объектов той местности, где они побывали. Мы также вместе с вами соберем эмблему нашего учреждения образования. Собираем из мозаики эмблему средней школы

1. У каждой группы на столе лежит элемент пазла для единого рисунка. (Приклеиваем на большом ватмане).

Вот и я считаю, что после нашего мастер класса у вас появилось представление о том, в чем заключается работа музейного работника. После собственных попыток описать экспонат, составить о нем рассказ и применить его во время экскурсии запомнится вам надолго.

    Рефлексия

Игра «Чемодан ПОЖЕЛАНИЙ»


Каждому участнику по очереди: все участники группы на прощание собирают «чемодан пожеланий», кладя в него экспонаты, с которыми они работали. Каждый высказывается и обязательно выражает свое восхищение положительными сторонами личности и формулирует свои пожелания.

Что вы получили от мастер-класса?

Оправдались ли ваши надежды?

Большое спасибо за работу.

Неоспоримо одно:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Я хочу, чтобы все услышанное также вы пропустили через свое сердце, тогда у вас все получится.

Глина

Заужен к верху, широкий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные промыслы Глина

Заужен к верху, щирокой закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные

промыслы

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Узкий, самотканый из цветных нитей

Удовлетворит.

Ношение одежды

Глина

щирокая закругленной формы

Удовлетворит.

Для продуктов питания

Стекло, металлическое перо

Перо с рукояткой, квадратная чернильница с подставкой для пера

Удовлетворит.

Написание текстов

бумага

письмо

Копия

Открытие школы

Книга

«Старые Дроги»

бумага

Книга с иллюстрациями города

Удовлетворит.

Изучение истории города

Камень

Камень с отверстием внутри для рукоятки

Удовлетворит.

Обработка шкур

Каменное орудие труда: к. II – нач. I тыс. до н.э., д. Левки, Стародорожский район, в ходе полевых работ учащихся

Книга «Старые Дороги»: подарок учителя истории Станилевич И.М.

Письмо-прошение на открытие школы:

Перо с чернильницей: к. XIX – нач. XX века, подарок учащихся

Миска гончарная: к. XIX – нач. XX века, дар музею от местной жительницы д. Старые Дороги

Пояс тканый: нач. XX века, дар музею от местной жительницы д. Залужье

Пилотка:

Письма с фронта:

К. Цвирко:

А. Усеня:

© 2022 Туризм и путешествия