Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Скачать презентацию вечный город и его жители. Вечный город рим и его жители

Слайд 2

«ВЕЧНЫЙ ГОРОД» И ЕГО ЖИТЕЛИ

  • Слайд 3

    ПЛАН УРОКА.

    1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. 2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ. 3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ. 4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».

    Слайд 4

    ЗАДАНИЕ НА УРОК

    В Рим пытались переселиться жители изо всех римских провинций. Как вы думаете,что их влекло в «Вечный город» ?

    Слайд 5

    1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.

    В Риме находилось ог-ромное количество зда-ний, призванных подчер-кнуть могущество импе-рии. На многих форумах города были установлены триумфальные арки в честь побед над врагами Триумфальная арка

    Слайд 6

    Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.

    Слайд 7

    Символом города стало здание Колизея, предназна-ченное для организации зрелищ и проведения спе-ктаклей. Оно вмещало около 50 тыс. зрителей Колизей в Риме.

    Слайд 8

    Пантеон-храм всех богов.

    Естественное Освещение. D-8,5 м. Нишы. Облегчали купол. Высота купола-43 м. Стены облицованы мрамором. Кирпичи купола скреплялись цементом из пемзы

    Слайд 9

    Домус-жилище богатого римлянина

    Кабинет. Жилые комнаты. Покатая крыша- Атрия. Атрий-отапливаемая комната для гостей. Сдаваемые помещения Столовая-триклиния.

    Слайд 10

    Инсула-городские здания.

    Общественные туалеты. Таверны. Комнаты для знати. Комнаты богачей. Комнаты бедноты. Мусор и помои выбрасывались на улицу

    Слайд 11

    2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ.

    В холодное время дома отапливались.Римляне пер-выми придумали систему центрального отопления. Во время строительства на нижнем этаже устанавлись специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло.

    Слайд 12

    3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

    В 3 веке в Риме существовало 1000 частных и 11 общественных бань.Одним из самых красивых зданий города считались ТЕРМЫ(бани) императора Каракаллы. Термы Каракаллы.

    Слайд 13

    У входа располага- лись раздевалки с камерами для хра- нения одежды.

    Разделы: История и обществознание

    Класс: 5

    Цели урока:

    • Сформировать представление об облике Древнего Рима, вошедшего в историю мировой культуры, способствовать знакомству с бытом и образом жизни различных слоев римлян.
    • Закрепить умения усваивать новый материал в ходе игровой деятельности; классифицировать информацию; развивать умение решать творческие задачи – составлять рассказ по рисунку; развивать умение делать выводы по изученному материалу.
    • Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой культуры и образа жизни, готовности вести с ними диалог и достигать взаимопонимания.

    Учебно-методическое обеспечение урока:

    • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.
    • Презентация “Вечный город и его жители”. (Приложение 1).

    План урока

    I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

    Учитель приветствует учеников и сообщает тему урока. (Слайд 1)

    Учитель : тема нашего урока “Вечный город и его жители”, запишем ее.

    • Какой город и почему назван “вечным”?
    • Какое отношение римлян отражает это название?

    Ученики догадываются, что речь пойдет о Риме. Объясняют, что римляне верили в вечное существование Рима, любили, восхищались и почитали свой город.

    Учитель : сегодня мы, действительно, поговорим о самом городе Риме. Что нам важно и интересно узнать о нем? Каковы цели урока?

    Ученики формулируют цели урока. Учитель их корректирует. (Слайд 2)

    Учитель : нас ждет интересное путешествие в город Рим. Давайте подготовимся к нему, вспомнив некоторые важные вещи о Риме.

    Учитель задает вопросы, ученики отвечают. (Слайд 3)

    1. На каком полуострове и на берегах какой реки расположен Рим?
    2. Кто и когда основал Рим?
    3. На скольких холмах расположен город? Назовите главные холмы.
    4. Кого в римском государстве называли колонами?
    5. Кого в римском государстве называли “рабы с хижинами”?Почему их труд стал применяться вместо труда рабов?
    6. Кого и почему римляне считали лучшим из императоров?

    Учитель : итак, мы готовы познакомиться с Римом II века нашей эры!

    II. Изучение нового материала

    Достопримечательности Рима (Слайд 4)

    Учитель : римляне не зря гордились своим городом: большой (свыше миллиона жителей), он был наполнен достопримечательностями. Римские постройки трудно спутать со знакомой вам архитектурой других стран Древнего мира. Поэтому с помощью знаний, полученных в течение этого года, я предлагаю вам самим определить, какие сооружения находятся в Риме. Поиграем в “угадай-ку”: я покажу вам ряд построек. Если вы знаете или предполагаете, что на слайде римская постройка, поднимайте руки.

    Ученики смотрят слайды, определяют римские постройки. (Слайды 5- 16)

    Учитель : итак, какие достопримечательности Рима мы с вами увидели? Называем и записываем их все вместе.

    Ученики : триумфальная арка, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, статуя императора Марка Аврелия, Большой цирк, акведук. (Слайд 17)

    Учитель : давайте познакомимся с этими памятниками культура поближе.

    Пантеон.

    Учитель : название “Пантеон” означает “храм всех богов”. (Слайд 18)

    На чьи храмы он похож?

    Ученики : Пантеон похож на древнегреческие храмы.

    Учитель : действительно, римляне заимствовали архитектурные традиции Греции.

    Что нового в облике Пантеона?

    Ученики : новая деталь - крыша в форме полушария.

    Учитель объясняет, ученики записывают, что крыша в форме полушария – это купол.

    Диаметр купола Пантеона более 43 метров!

    Изобретение какого материала позволило римлянам построить такой большой купол?

    Ученики :изобретение бетона.

    Учитель : вошедшего в храм поражает роскошная отделка огромного зала и невероятное освещение. Свет льется из расположенного в центре купола девятиметрового отверстия – так называемое “око Пантеона”. (Слайд 19)

    Колизей. (Слайд 20)

    Учитель : как называется здание такой формы?

    Ученики : амфитеатр.

    Учитель : для чего он построен? Чем впечатляет?

    Впечатляют его огромные размеры, вмещает около 50 тыс. зрителей; рассматриваем макет здания.

    Большой цирк. (Слайд 21)

    Учитель : Большой цирк - это ипподром. Вспомните, для чего нужен ипподром?

    Ученики : для конских бегов.

    Учитель : конские бега- одно из любимых развлечений римлян.

    Триумфальная арка. Колонна Траяна. (Слайд 22)

    Учитель : в честь чего римляне строили такие сооружения?

    Ученики : триумфальные арки и колонны римляне строили в честь своих побед, для триумфальных шествий полководцев.

    Учитель : в честь чего возведена колонна Траяна?

    Ученики : колонна Траяна построена в честь победы императора Траяна над даками и украшена рельефом о войне с ними.

    Статуя Марка Аврелия. (Слайд 23)

    Учитель : помните ли вы у греков конные статуи?

    Ученики дают отрицательный ответ.

    Учитель : конные статуи - это новшество римской скульптуры.

    Акведук. (Слайд 24)

    Учитель : вспомните, что это за сооружение?

    Ученики : сооружение для подачи воды.

    Учитель : итак, почему же Древний Рим у его гражданвызывалгордость и восхищение?

    Ученики : Рим восхищал своей красотой, величественными сооружениями.

    Учитель : мы с вами теперь неплохо знаем Древний Рим. Давайте поможем приезжему с далекой Сицилии. Он совсем растерялся в большом городе и не знает,что интересного можно увидеть в Риме. Дайте ему советы, куда в Риме стоит сходить и что там можно увидеть.

    Ученики советуют:

    • Сходи в Колизей, чтобы увидеть гладиаторские бои.
    • Сходи в Большой цирк, чтобы увидеть конские бега.
    • Сходи в Пантеон, чтобы помолиться всем богам и полюбоваться огромным куполом.
    • Сходи на Форум к колонне Траяна, чтобы полюбоваться на рельеф, изображающий покорение даков.
    • Сходи к Триумфальной арке, чтобы увидеть торжественное шествие полководца-победителя.

    Учитель : как вы думаете, зачем приезжему стоит сходить к императорскому дворцу?

    Ученики высказывают предположения: полюбоваться красотой дворца, подать жалобу, попросить выгодную должность.

    Учитель : чем же привлекал Рим тысячи жителей Италии?

    Ученики : город привлекал множество людей своими достопримечательностями, возможностям по службе, разнообразными развлечениями.

    1. Как жили богатые и бедные римляне (Слайд 26).

    Учитель : в Риме жили люди разного достатка: богатые и бедные. Ученые изучили и сделали описания их жилищ, но вот беда: характеристики жилищ перепутались. Давайте восстановим, как выглядели дома богатых и бедных римлян. Разложите карточки в два столбика: слева те, что описывают дома богатых людей, справа - бедных. Для выполнения задания можно заглядывать в учебник (с. 279-282, п.2-3).

    Ученики работают с раздаточными материалом (карточками на каждой парте), выделяют две группы характеристик.

    Жилище богатого римлянина: расположено на холме, атрий–парадное помещение с отверстием в центре крыши и бассейном под ним; дворик-сад, много цветов; портики; фонтаны; отдельные помещения для рабов; несколько спален; несколько столовых; кабинет хозяина; печное отопление.

    2. Жилище небогатого римлянина:

    Пяти-шестиэтажный дом (инсула); расположено в низине; каморка под черепичной крышей; нет кухни; обогрев с помощью жаровен с древесным углем; помои выливаются из окон; нет водопровода; окна без стекол закрываются ставнями; нет деревьев и цветников; еда готовится на жаровне.

    Учитель проводит проверку задания.

    Ученики читают ответы. (Слайд 27)

    Учитель просит поднять руки тех, у кого нет ошибок.

    Учитель просит записать определения новых слов, которые встретились при выполнении задания. (Слайд 28)

    • Атрий – парадное помещение с отверстием в крыше и бассейном под ним.
    • Инсула – многоэтажный жилой дом в Древнем Риме.

    Учитель : сравните и сделайте вывод, как жили богатые и бедные римляне. (Слайд 29)

    Ученики : богатые римляне жили в благоустроенном роскошном доме, а бедняки – в многоэтажных, тесных домах, лишенных элементарных удобств.

    Физкультминутка. (Слайд 30)

    Руки перед собой, вращение кистями.
    Руки в замке перед собой.
    Руки перед собой и вверх, потянулись.
    Наклоны с поднятой и согнутой рукой над головой влево, вправо.
    Руки на поясе, повороты.

    3. Как отдыхали римляне (Слайд 31)

    Учитель : как римляне проводили свободное время? О каких развлечениях римлян вы знаете?

    Ученики вспоминают гладиаторские бои, конские бега. (Слайд 31)

    Учитель показывает рисунок и фотографии терм и просит подумать, зачем римляне приходили сюда. (Слайд 32)

    Учитель : термы – это римские бани. В Риме было около тысячи общественных бань. После изнуряющей дневной жары сходить в термы было и необходимостью и удовольствием. Самыми роскошными были императорские бани. Таким образом, свободное время римляне проводили и в термах.

    Учитель : наш учебник может показать нам только картины прошлого, но в наших силах “оживить” эти картины. Предлагаю одной часть класса “оживить” рисунок в учебнике “В императорских термах” (с.282), другой части класса – рисунок “Большой цирк в Риме” (с.283). Представьте, что вы пошли в термы или Большой цирк, расскажите, что вы там увидите, что будете делать, кого встретите, опишите внешний вид здания. Для уточнения, можно заглянуть в учебник (п.4 или п.5,второй абзац). (Слайд 33)

    Ученики составляют рассказы по рисункам и выступают с ними. Другие их дополняют. (Слайды 34-35)

    Учитель : если бы вы оказались в термах или на скачках, о чем бы вы поговорили с римлянами? Могли бы вы подружиться с кем-нибудь из них?

    Ученики предполагают, о чем бы они поговорили с римлянами и осознают, что готовы с ними подружиться.

    Учитель : итак, где же римляне проводили свободное время?

    Ученики : римляне проводили свободное время в термах, на скачки колесниц, на гладиаторских боях.

    Учитель : о каких человеческих качествах может свидетельствовать увлечение римлян гладиаторскими боями и состязаниями колесниц?

    Ученики : римляне проявляли жесткость, презрение к человеческой жизни, грубые вкусы, азартность.

    Учитель : римские императоры считали необходимым устраивать бесплатные зрелища и раздавать бесплатный хлеб римской бедноте (“хлеба и зрелищ”). Как вы думаете, почему императоры это делали? (Слайд 36)

    Ученики : чтобы задобрить народ, чтобы он поддерживал императора, чтобы не было восстаний.

    Учитель : как вы думаете, почему беднота ждала бесплатного хлеба от императора, а не зарабатывал его сама?

    Ученики высказывают предположения, учитель по необходимости их поправляет: во-первых, в Риме было трудно найти работу. Во-вторых, беднота не стремилась работать, потому что труд считался уделом рабов и римляне относились к труду с презрением. Так рабство облегчало жизнь римлян, но портило их нравы.

    III. Заключительный этап

    Учитель : итак, мы сегодня немало узнали о Древнем Риме и его жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (Слайд 37)

    Ученики : Древний Рим - красивый, величественный, потрясающий, шумный, полный развлечений, разноликий город.

    Закрепление

    Учитель : давайте проверим свои знания. Скажите, верны ли следующие суждения:

    1. Рим был одним из красивейших городов древности (да).
    2. Римляне любили смотреть гладиаторские бои в Пантеоне (нет).
    3. Колизей – самый большой амфитеатр Древнего мира (да).
    4. Римляне ходили в Большой цирк смотреть на конские бега (да).
    5. Богатые римляне жили в многоэтажных домах-инсулах (нет).
    6. В каморках бедняков не было кухни, печи и водопровода (да).
    7. Термы – это римский театр (нет).
    8. Римская беднота требовала от императора “хлеба и зрелищ” (да).

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Учитель задает вопросы, ученики отвечают:

    • Что интересного вы для себя узнали?
    • Что важного вы узнали на уроке?
    • Кто из вас доволен своей работой на уроке?

    Учитель благодарит учеников за работу и сообщает домашнее задание:

    • пересказывать п. 58;
    • подготовить письменное сообщение об одной из достопримечательностей Рима. (Слайд 38)

    ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
    Во 2-м в. в Риме перевели
    земледельцев
    На Аренду
    На свободные земли
    В провинции
    Траян осудил
    Преступников
    Доносчиков
    взяточников
    Троян завоевал
    Дакию
    Парфию
    Сирию
    Римляне изобрели
    Цемент
    Бетон
    Побелку.

    «ВЕЧНЫЙ ГОРОД» И ЕГО ЖИТЕЛИ

    ПЛАН УРОКА.

    1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.
    2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ.
    3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.
    4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».

    ЗАДАНИЕ НА УРОК

    ? В Рим пытались переселиться
    жители изо всех римских провинций.
    Как вы думаете,что их влекло в
    «Вечный город» ?

    1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.

    В Риме находилось огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи.
    На многих форумах города
    были установлены
    триумфальные арки в
    честь побед над врагами
    Триумфальная арка

    1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.

    Для прославления
    императоров на многих
    Форумах строились
    колонны.
    На самой колонне
    помещались
    барельефы со сценами
    жизни императоров, а
    венчали колонны
    многометровые статуи
    императоров.

    1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.

    Колизей
    в Риме.
    Символом города стало здание Колизея, предназначенное для организации зрелищ и проведения спектаклей.
    Оно вмещало около 50 тыс. зрителей

    Пантеон-храм всех богов.

    Кирпичи купола
    скреплялись цементом
    из пемзы
    D-8,5 м.
    Нишы.
    Облегчали купол.
    Естественное
    Освещение.
    Высота
    купола-43 м.
    Стены
    облицованы
    мрамором.

    Домус-жилище богатого римлянина

    Атрий-отапливаемая
    комната для гостей.
    Сдаваемые
    помещения
    Покатая
    крышаАтрия.
    Жилые
    комнаты.
    Кабинет.
    Столоваятриклиния.

    Инсула-городские здания.

    Комнаты
    бедноты.
    Комнаты богачей.
    Общественные
    туалеты.
    Таверны.
    Мусор и помои
    выбрасывались
    на улицу
    Комнаты для
    знати.

    2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ.

    В холодное время дома отапливались.Римляне перТеплый воздух нагревал пол и трубы специально
    выми придумали систему центрального отопления.
    сделанные в стенах здания.
    Во время строительства на нижнем этаже
    Нагретый
    камень очень
    долго сохранял
    тепло.
    устанавлись
    специальные
    камины.

    3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

    В 3 веке в Риме существовало 1000 частных и 11
    общественных бань.Одним из самых красивых
    зданий города считались ТЕРМЫ(бани) императора
    Каракаллы.
    Термы
    Каракаллы.

    3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

    У входа располагались раздевалки с
    камерами для хранения одежды.

    3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

    В одной из комнат с
    высокой температурой,
    был устроен бассейн. В
    этой влажной атмосфере
    посетители парились и
    потели.
    Кальдарий-теплый бассейн.

    3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.

    В одном из залов
    находился большой
    бассейн с прохладной
    водой,чтобы
    посетители могли
    остыть после
    посещения парной.
    Фригидарий-бассейн
    с прохладной водой.

    4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».

    Гонки колесниц.
    Рост могущества империи
    привел к тому, что
    бедные жители Рима не
    хотели работать.
    Они требовали от государства бесплатной раздачи хлеба и устройства
    массовых зрелищ.
    Самым любимым зрелищем стали гонки колесниц, собиравшие десятки
    тысяч зрителей.
  • © 2022 Туризм и путешествия